четверг, 7 сентября 2017 г.

Влияние Фрица Хохвельдера

Антон Брукнер в старости
И все же Брукнер ушел в дальнейшем от монтажа. Ему казалось, что, поскольку у кино в этом смысле больше возможностей, театр должен вернуться к давнему своему достоянию – единствам.
В последние годы жизни, являясь руководителем западноберлинского Шиллер-театра (с 1951 по 1958 год), Брукнер работает в классицистской манере. Основополагающим единством теперь кажется то, которое он прежде усерднее всего разрушал,- единство места.

Критика не без оснований усматривала в этом влияние Фрица Хохвельдера (род. 1911). Однако здесь сказалась и общая тенденция развития европейской драмы. На фоне монтажа (а он даст еще «документальную драму» и такое значительное произведение, как «Марат Сад» Петера Вайса, по которому в 1964 году поставил свой выдающийся спектакль Питер Брук), начиная монтаж кое-где теснить, в 40-60-е годы все больше берут свое три единства.

Смелым шагом в этом направлении был уже «Святой эксперимент» (1942) Фрица Хохвельдера, стяжавший автору, голодному беглецу из ставшей объектом «аншлюса» Австрии, мировую славу. Эта пьеса отличалась демонстративным консерватизмом формы. Все ее действие укладывалось в один день – 16 июля 1767 года, когда под натиском Испании рухнуло Парагвайское государство, построенное на началах, близких «христианскому социализму». Два других единства тоже были выдержаны со всей строгостью. Столь же последовательным сторонником единств показал себя Хохвельдер и в «Невиновном» (1958), где все приметы места и времени умещаются в коротенькой вводной ремарке: «Действие происходит осенью с половины одиннадцатого до пяти часов дня в гостиной виллы Эрдмана».